Поиск по КудаНижний Новгород
помощник и путеводитель
по интересным местам
и лучшим событиям

Выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»

Выставка с метафорическим названием «Первоцвет», демонстрирует появление и развитие цвета в русской фотографии в 1860–1970-е годы и одновременно является историей России в фотографии. На примерах работ как классиков российской фотографии: П. Павлова, К. Бергамаско, А. Эйхенвальда, А. Родченко, В. Микоши, Г. Петрусова, Д. Бальтерманца, Б. Михайлова и других, так и неизвестных авторов — можно проследить, как в течение столетия менялась жизнь в стране, пережившей исторические и социально-политические катастрофы, и какую разную роль в течение этого периода играла фотография.

Выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»
Выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»

Широкое распространение цвета в русской фотографии происходит приблизительно тогда же, когда и в европейской — в 1860-е годы. Это связано с ручной раскраской фотографических отпечатков акварельными и масляными красками, которая производились или самим фотографом, или сотрудничавшими с ним художниками. И прежде всего это относится к портретам — одиночным или семейным, которые люди заказывали на память. Фотографические ателье Нечаева, Ушакова и Эрикса, Эйхенвальда, изготавливали тысячи раскрашенных фотографических портретов, которые становились важной частью домашнего интерьера.

Людям хотелось видеть собственное изображение в цвете и придать ему живописный характер. Кроме того раскраска ранних фотографических снимков позволяла, скрыть недостатки отпечатков, в том числе и тех, которые начинают производиться на альбуминовой бумаге. Эта бумага со временем желтела. Чтобы скрыть это, бумагу тонировали в зеленый, розовый и другие цвета, раскрашивали акварелью, гуашью, маслом, а позднее анилиновыми красителями. Иногда в процессе раскраски фотография дорисовывалась, и на заднем плане появлялся растительный орнамент или различные предметы интерьера.

К концу XIX века, к 1880–1890-м годам раскрашенная фотография дополняется архитектурными, пейзажными и индустриальными сюжетами. Так, например, фотографическая студия Троице-Сергиевой Лавры (фотостудии при российских монастырях были чрезвычайно распространенной практикой) производит множество раскрашенных архитектурных снимков православных церквей.

Выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»
Выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»

В конце XIX-начале ХХ веков, с одной стороны, идет активная европеизация России, что отражается в стиле архитектурных построек, интерьерах зданий, костюмах и образе жизни, с другой стороны, идет поиск национальной идентичности, проявляется интерес к национальным особенностям обитателей Российской империи. Появляются целые серии раскрашенных фотографий с персонажами в национальных костюмах, как в русских, так и татарских, кавказских, украинских и др.

Вместе с промышленным бумом конца XIX-начала ХХ веков стены домов начинают украшать не только раскрашенные пейзажи, но и фотографии индустриальных построек (например, фотография Дм. Езучевского «Строительство моста»). В начале ХХ века, в 1910-х годах особой популярностью пользуются раскрашенные фотографии российского офицерства, которое становится важнейшим социальным классом перед началом Первой мировой войны.

Фотодокументация жизни Российской империи в начале ХХ века стала государственной задачей во многом и потому, что царь Николай II и его семья были страстными фотолюбителями. В мае 1909 года Император Николай II дает аудиенцию фотографу Сергею Прокудину-Горскому. В 1902 году Прокудин-Горский сделал первое сообщение о способе создания цветных фотографий, а в 1903 году опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами». Прокудин-Горский использовал черно-белые пластинки, которые сенсибилизировал по своим рецептам, и фотоаппарат собственной конструкции.

Выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»
Выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»

Через цветные светофильтры синего, зеленого и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка (фотографу удалось предельно уменьшить время экспозиции). С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив. Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопленке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений на экране получалось полноцветное изображение. Прокудину-Горскому удалось добиться полиграфической репродукции своих снимков, которые он печатал в виде фотооткрыток, а также в виде вкладышей к иллюстрированным журналам.

Одновременно в России начала ХХ века большой популярностью пользовались автохромы братьев Люмьер, с которыми Прокудин-Горский работал после эмиграции из Советской России.

Начало Первой мировой войны в 1914 году и Октябрьская революция 1917 года положили конец той России, память о которой сохранилась в раскрашенных фотографиях и автохромах второй половины XIX-начале ХХ веков.

Владимир Ленин и новая Советская власть в первые послереволюционные годы активно поддерживали фотографию, видя в ней важное орудие пропаганды в стране, где 70% процентов населения не умели читать и писать. Сначала упор делался на фоторепортаж, однако очень скоро стало понятно, что реальные изменения в стране, где после революции и гражданской войны царили голод и разруха, расходятся с утопическими мечтаниями пламенных революционеров.

Выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»
Выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»

В 1932 году в СССР были опубликованы общие положения социалистического реализма — единого художественного метода для всех видов искусств, в том числе для фотографии. Советское искусство должно было отражать советские мифы о самых счастливых людях в самой счастливой стране, а не реальную жизнь и реальных людей. В прокрустово ложе эстетики соцреализма трудно вписывались не только модернизм с его конструктивистской эстетикой, но и пикториализм.

В СССР цветной фотографии не существовало до конца войны. Производство собственной цветной пленки в Советском Союзе было налажено с помощью немецкого трофейного оборудования в 1946 году. С этого года Иван Шагин и несколько других фотомастеров начали вести свою цветную фотолетопись страны. До 1946 г. цветные фотографии Советской России делали в единичных экземплярах на немецкую или американскую пленку.

До середины 1970-х годов негативная пленка в СССР, позволяющая печатать цветные фотографии была роскошью, доступной только немногим официальным фотографам, работавшим для крупных советских изданий. 

Выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»
Выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»

В 1960–1970-е годы в СССР на широком рынке появляется цветная диапозитивная пленка. В отличие от цветной негативной пленки, которая требовала сложного и дорогостоящего процесса проявления для последующей печати, цветная диапозитивная пленка могла быть проявлена и в домашних условиях. Прежде всего ею широко пользовались любители, создававшие слайды, которые можно было смотреть дома через диапроекторы. В это же время в СССР возникает неофициальное искусство, развивавшее эстетику и новый способ художественной концептуализации действительности, отличные от видоизменявшегося, но по-прежнему довлевшего соцреализма. Важной частью этого неофициального искусства становится фотография. Так в конце 1960-х-начале 1970-х Борис Михайлов начинает снимать на цветную диапозитивную пленку серию «Сюзи и другие».

Более полувека советской власти, прошедшие после революции 1917 года, радикально изменили Россию. Окружающая действительность приходила в упадок, и воспитанному на советских лозунгах человеку не приходило в голову обращать на это внимание. Но это была единственная реальность, данная в ощущениях, и Борис Михайлов пытается проявить ее цвет, очеловечить ее своим вниманием и дать ей право на существование. Учебники фотографии того времени на треть состояли из технических рецептов, а на две трети — из описания того, что и как нужно снимать фотографу.

Через цвет он проявлял унылую унифицированность и убогость окружающей жизни, а его слайд-перфомансы помогали объединению людей, чье сознание и жизнь в эти годы начало выскакивать из догматической сетки советской идеологии, которая допускала только один цвет — красный.

Узнать подробности можно на сайте организаторов: http://mamm-mdf.ru/exhibitions/primrose-early-colour-photography-in-russia/

Фотографии события

Отзывы про событие выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»

Смотрите также события

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»».

КудаНижний Новгород — это интерактивная афиша самых интересных событий Нижнего Новгорода.

КудаНижний Новгород в курсе всех событий, которые пройдут в Нижнем Новгороде .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Последние добавленные интересные места

Парк Победы

Парк Победы

Музей электротранспорта

Музей электротранспорта

Музей истории художественных промыслов Нижегородской области

Музей истории художественных промыслов Нижегородской области

Государственный банк Нижнего Новгорода

Государственный банк Нижнего Новгорода