Выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»
Выставка с метафорическим названием «Первоцвет», демонстрирует появление и развитие цвета в русской фотографии в 1860–1970-е годы и одновременно является историей России в фотографии. На примерах работ как классиков российской фотографии: П. Павлова, К. Бергамаско, А. Эйхенвальда, А. Родченко, В. Микоши, Г. Петрусова, Д. Бальтерманца, Б. Михайлова и других, так и неизвестных авторов — можно проследить, как в течение столетия менялась жизнь в стране, пережившей исторические и социально-политические катастрофы, и какую разную роль в течение этого периода играла фотография.
Широкое распространение цвета в русской фотографии происходит приблизительно тогда же, когда и в европейской — в 1860-е годы. Это связано с ручной раскраской фотографических отпечатков акварельными и масляными красками, которая производились или самим фотографом, или сотрудничавшими с ним художниками. И прежде всего это относится к портретам — одиночным или семейным, которые люди заказывали на память. Фотографические ателье Нечаева, Ушакова и Эрикса, Эйхенвальда, изготавливали тысячи раскрашенных фотографических портретов, которые становились важной частью домашнего интерьера.
Людям хотелось видеть собственное изображение в цвете и придать ему живописный характер. Кроме того раскраска ранних фотографических снимков позволяла, скрыть недостатки отпечатков, в том числе и тех, которые начинают производиться на альбуминовой бумаге. Эта бумага со временем желтела. Чтобы скрыть это, бумагу тонировали в зеленый, розовый и другие цвета, раскрашивали акварелью, гуашью, маслом, а позднее анилиновыми красителями. Иногда в процессе раскраски фотография дорисовывалась, и на заднем плане появлялся растительный орнамент или различные предметы интерьера.
К концу XIX века, к 1880–1890-м годам раскрашенная фотография дополняется архитектурными, пейзажными и индустриальными сюжетами. Так, например, фотографическая студия Троице-Сергиевой Лавры (фотостудии при российских монастырях были чрезвычайно распространенной практикой) производит множество раскрашенных архитектурных снимков православных церквей.
В конце XIX-начале ХХ веков, с одной стороны, идет активная европеизация России, что отражается в стиле архитектурных построек, интерьерах зданий, костюмах и образе жизни, с другой стороны, идет поиск национальной идентичности, проявляется интерес к национальным особенностям обитателей Российской империи. Появляются целые серии раскрашенных фотографий с персонажами в национальных костюмах, как в русских, так и татарских, кавказских, украинских и др.
Вместе с промышленным бумом конца XIX-начала ХХ веков стены домов начинают украшать не только раскрашенные пейзажи, но и фотографии индустриальных построек (например, фотография Дм. Езучевского «Строительство моста»). В начале ХХ века, в 1910-х годах особой популярностью пользуются раскрашенные фотографии российского офицерства, которое становится важнейшим социальным классом перед началом Первой мировой войны.
Фотодокументация жизни Российской империи в начале ХХ века стала государственной задачей во многом и потому, что царь Николай II и его семья были страстными фотолюбителями. В мае 1909 года Император Николай II дает аудиенцию фотографу Сергею Прокудину-Горскому. В 1902 году Прокудин-Горский сделал первое сообщение о способе создания цветных фотографий, а в 1903 году опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами». Прокудин-Горский использовал черно-белые пластинки, которые сенсибилизировал по своим рецептам, и фотоаппарат собственной конструкции.
Через цветные светофильтры синего, зеленого и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка (фотографу удалось предельно уменьшить время экспозиции). С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив. Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопленке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений на экране получалось полноцветное изображение. Прокудину-Горскому удалось добиться полиграфической репродукции своих снимков, которые он печатал в виде фотооткрыток, а также в виде вкладышей к иллюстрированным журналам.
Одновременно в России начала ХХ века большой популярностью пользовались автохромы братьев Люмьер, с которыми Прокудин-Горский работал после эмиграции из Советской России.
Начало Первой мировой войны в 1914 году и Октябрьская революция 1917 года положили конец той России, память о которой сохранилась в раскрашенных фотографиях и автохромах второй половины XIX-начале ХХ веков.
Владимир Ленин и новая Советская власть в первые послереволюционные годы активно поддерживали фотографию, видя в ней важное орудие пропаганды в стране, где 70% процентов населения не умели читать и писать. Сначала упор делался на фоторепортаж, однако очень скоро стало понятно, что реальные изменения в стране, где после революции и гражданской войны царили голод и разруха, расходятся с утопическими мечтаниями пламенных революционеров.
В 1932 году в СССР были опубликованы общие положения социалистического реализма — единого художественного метода для всех видов искусств, в том числе для фотографии. Советское искусство должно было отражать советские мифы о самых счастливых людях в самой счастливой стране, а не реальную жизнь и реальных людей. В прокрустово ложе эстетики соцреализма трудно вписывались не только модернизм с его конструктивистской эстетикой, но и пикториализм.
В СССР цветной фотографии не существовало до конца войны. Производство собственной цветной пленки в Советском Союзе было налажено с помощью немецкого трофейного оборудования в 1946 году. С этого года Иван Шагин и несколько других фотомастеров начали вести свою цветную фотолетопись страны. До 1946 г. цветные фотографии Советской России делали в единичных экземплярах на немецкую или американскую пленку.
До середины 1970-х годов негативная пленка в СССР, позволяющая печатать цветные фотографии была роскошью, доступной только немногим официальным фотографам, работавшим для крупных советских изданий.
В 1960–1970-е годы в СССР на широком рынке появляется цветная диапозитивная пленка. В отличие от цветной негативной пленки, которая требовала сложного и дорогостоящего процесса проявления для последующей печати, цветная диапозитивная пленка могла быть проявлена и в домашних условиях. Прежде всего ею широко пользовались любители, создававшие слайды, которые можно было смотреть дома через диапроекторы. В это же время в СССР возникает неофициальное искусство, развивавшее эстетику и новый способ художественной концептуализации действительности, отличные от видоизменявшегося, но по-прежнему довлевшего соцреализма. Важной частью этого неофициального искусства становится фотография. Так в конце 1960-х-начале 1970-х Борис Михайлов начинает снимать на цветную диапозитивную пленку серию «Сюзи и другие».
Более полувека советской власти, прошедшие после революции 1917 года, радикально изменили Россию. Окружающая действительность приходила в упадок, и воспитанному на советских лозунгах человеку не приходило в голову обращать на это внимание. Но это была единственная реальность, данная в ощущениях, и Борис Михайлов пытается проявить ее цвет, очеловечить ее своим вниманием и дать ей право на существование. Учебники фотографии того времени на треть состояли из технических рецептов, а на две трети — из описания того, что и как нужно снимать фотографу.
Через цвет он проявлял унылую унифицированность и убогость окружающей жизни, а его слайд-перфомансы помогали объединению людей, чье сознание и жизнь в эти годы начало выскакивать из догматической сетки советской идеологии, которая допускала только один цвет — красный.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: http://mamm-mdf.ru/exhibitions/primrose-early-colour-photography-in-russia/
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Первоцвет. Ранний Цвет в Русской фотографии»».
КудаНижний Новгород — это интерактивная афиша самых интересных событий Нижнего Новгорода.
КудаНижний Новгород в курсе всех событий, которые пройдут в Нижнем Новгороде.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!